Эссе "Моя
педагогическая философия"
Почему мне
нравится работать в детском саду? Это любопытство детских глаз, которые видят в
тебе целый мир, пока ещё такой непонятный для них, но такой интересный и
заманчивый, особая атмосфера детства, в которую хочется вернуться снова и снова.
Способность
ребенка одушевлять неодушевленный мир поражает меня. Как и та уверенность
ребенка в том, что он всё может. Каждый день я могу наблюдать детские
превращения, которые возможны только в детстве! Дети создают свой небывалый
мир, в котором впечатления об окружающем преобразовываются с их фантазиями,
мечтами. Простой шалаш превращается в волшебный замок, перевернутый стол - в
театр, коробка - в посудомоечную машину. В каждом ребенке - багаж творчества! Современные дети открыты для любой
информации, они смелые, любознательные, активные.
Очень важно,
какой человек окажется рядом с ребенком. Быть воспитателем в современных
условиях очень интересно и ответственно, так как нужны не только всесторонние
знания, опыт, но и огромное терпение, необходимо постоянно находиться в
творческом поиске, вносить в работу что-то новое. П. Л. Капица утверждал,
что для достижения определенных высот в жизни человеку необходим один процент
таланта, остальные девяносто девять – упорство, трудолюбие и самообразование. С огромным пристрастием я постоянно
изучаю развивающие технологии в сфере образования, и это помогает мне зажечь
искру заинтересованности в глазах своих воспитанников к познанию, творчеству.
Особое направление в моей
работе - это взаимодействие с родителями. Именно родители являются примером,
образцом для ребенка. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной поддержке
ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к окружающим
людям. Поиск новых форм и методов взаимодействия в данном направлении способствует
созданию доверительных отношений с семьями воспитанников, повышается активность
родителей при совместном анализе различных педагогических ситуаций.
Раньше, используя в своей педагогической деятельности такие традиционные формы
как беседы, консультации, родительские собрания, я понимала, что решаю, в
основном, просветительские задачи. Однако родителям хотелось получить, прежде
всего, конкретные знания именно о своем ребенке, о его особенностях и
перспективах развития.
Наиболее эффективными формами взаимодействия и сотрудничества с
родителями, на мой взгляд, являются формы, непосредственно вовлекающие
родителей в процесс образования ребенка - дошкольника. Такими активными формами
для меня стали: брифинги, круглые столы, мастер-классы, "Дни открытых
дверей", совместное создание предметно – пространственной среды,
творческие конкурсы, праздники и другие
формы работы, которые позволяют мне осуществить выработку общего подхода к решению
проблем воспитания, выделить, обобщить и согласовать педагогические методы и
приемы на основе изучения воспитательного опыта семьи, передать родителям
информацию о технологиях образовательного процесса.
Все вышеуказанные формы взаимодействия с родителями дают положительный
эффект, способствуют повышению педагогической грамотности родителей в условиях
дошкольного образовательного учреждения. Остается открытым вопрос об
организации и содержании межличностного общения детей и родителей в
условиях семьи. Как мне, педагогу, помочь организовать продуктивное творческое
взаимодействие за пределами дошкольного образовательного учреждения?
Решение данной проблемы я
вижу в использовании метода проектов, способствующего организации интересной
совместной познавательной и творческой деятельности родителей с детьми.
Прежде всего, на мой
взгляд, именно проектная деятельность отвечает возрастным особенностям детей
дошкольного возраста. Метод проектов помогает
осуществлять непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и
необычными свойствами привычных предметов; создает возможность достичь объективно и
субъективно значимого результата; обеспечивает нерасчлененность на предметные
области; предполагает широкий спектр видов деятельности; помогает осознать
важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
реализует возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия
(работать самостоятельно, в паре с определенным партнером, в группе), проявлять
познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять
освоенные ранее знания и умения.
Именно метод проектов
стал для меня тем эффективным средством, которое способствовало созданию
условий для личностного развития
ребенка, приобретения опыта сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками.
А главное - этот метод помог
мне вовлечь родителей в совместный поиск решений проблемных задач и совместное
проживание успеха от проделанной работы.
Меня радует, что родители
стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми. По
инициативе родителей часто возникают дискуссии по той или иной проблеме,
касающейся образования ребенка. А это значит, что они не только заинтересованы,
но и участвуют в воспитании и обучении своего малыша. Полагаю, что в этом есть
и моя заслуга.
Партнерские взаимоотношения
родителей и педагогов редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и
кропотливый. Я не останавливаюсь на достигнутом, ищу новые пути взаимодействия.
Мне близки слова Ш. А. Амонашвили, который считал, что надо видеть себя в
детях, чтобы помочь им стать взрослыми. Надо принимать их как повторение своего
детства, чтобы совершенствоваться самому. Данное высказывание является девизом всей моей работы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий