Консультации для педагогов

Консультация для педагогов
Проектный метод в деятельности ДОУ

      С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками».   
      Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
       Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
· Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
· Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
· Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
      Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
· занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
· комплексные блочно-тематические занятия;
· интеграция:
−частичная интеграция;
−полная интеграция;
·                    метод проектов:
−форма организации образовательного пространства;
−метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для сам. выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
· к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
·  в каких источниках можно найти информацию;
·  какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
·  с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
· по составу участников;
· по целевой установке;
· по тематике;
· по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
1. исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
 Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
 Значимы и другие виды проектов, в том числе:
· комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
· межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
· творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
·  групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
·  индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
·  исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
 По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
 Основной целью проектного метода в доу является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4.  развитие творческого мышления;
5.  развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. 
В младшем дошкольном возрасте – это:
· вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
· активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
·  формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
· формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
· развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
· формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
· развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.        

Этапы работы над проектом
        
Этапы
проекта        
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап
4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
3 этап        
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап        
9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.
8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
      Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. 
      Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
·   пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
·   приобщать детей к процессу познания;
·   формировать различные представления;
·   привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
·   побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
·   формирование эмоциональной заинтересованности;
·   знакомство с предметами и действиями с ними;
·   развитие мышления и воображения;
·   речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
·   осознание поставленной цели;
·   овладение различными способами решения поставленных задач;
·   способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
·   поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
·   стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
·   формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
социальное развитие:
·   формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);
познавательное развитие:
·   обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
·   расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
·   сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
эстетическое развитие:
·   развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
·   овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
Старший дошкольный возраст.
Задачи обучения:
·   развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
·   развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
·   формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
·   развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
·   произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
·   потребности в создании собственной картины мира;
·   навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
·   выявить проблему;
·   самостоятельно искать нужное решение;
·   выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
·   самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности.
Социальное развитие:
·   развитие самопознания и положительной самооценки;
·   овладение способами внеситуативно-личностного общения;
·   высокий уровень коммуникативной компетентности;
·   осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);
Физическое развитие:
·   развитие осознанного отношения к своему здоровью;
·   формирование потребности в здоровом образе жизни;
·   совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
Познавательное развитие:
·   систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
·   развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);
Эстетическое развитие:
·   углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
·   овладение различными видами худ. деятельности;
·   развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).

Консультация для педагогов ДОУ
 «Участие родителей в проектной деятельности»
       Реализация проектного метода в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей. Педагогу необходимо познакомить родителей с данной педагогической технологией, её ролью в развитии детей, замотивировать их на участие в организации проектной деятельности.
    В зависимости от целей и задач проекта степень вовлечённости в него родителей может быть разной: родители могут помочь ребёнку найти ту или иную информацию, изготовить вместе с ним поделку, нарисовать рисунок, выполнить аппликацию, сделать подборку художественной литературы, картинного или иллюстративного материала по теме проекта. Кроме этого, родители могут быть вовлечены в работу над проектом более широко, например, участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях, игровой деятельности, экспериментировании и т.д. Родителей можно пригласить на презентацию проекта, показать успехи ребят и таким образом доказать актуальность данного метода в работе с детьми, а так же необходимость сотрудничества в этой работе семьи и детского сада.  
   Родителям робких и неуверенных детей можно предложить выполнить индивидуальные семейные проекты, что поможет повысить таким детям рейтинг в группе сверстников, а так же добавит уверенности в себе, укрепит родительско-детские отношения. 
      В беседах с родителями необходимо рекомендовать им поддерживать интерес ребёнка к теме проекта, задавать больше вопросов, интересоваться ходом работы над проектом в группе.
  Для включения родителей в проектную деятельность необходимо информировать родителей о проектах, реализуемых в группе. Информация выставляется в родительский уголок, привлекаются родители для сбора информации. В начале работы над проектом на стенде для родителей должен появиться информационный лист следующего содержания.
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!
Мы с ребятами решили начать работу над новым проектом на тему «Как звери нашего края готовятся к зиме?», чтобы узнать как можно больше об особенностях жизни животных, их повадках, способах подготовки к зиме. Для этого у нас в группе есть картинки с изображением некоторых животных нашего края, сборник стихов по данной теме. Нам очень нужно всё, что поможет больше узнать о жизни животных в период подготовки к зиме и способах зимовки:     
- энциклопедии с информацией по теме;
- произведения художественной литературы;
- картинки из журналов или Интернета;
- настольные игры и раскраски по теме;
- информация о том, как разные звери готовятся к зиме;
- мультипликационные фильмы по теме;
- помощь в организации экскурсии в краеведческий музей и т.д.
Мы очень на вас надеемся!
   Таким образом, родители будут проинформированы о том, какая тема заинтересовала детей, какой объём материала у них имеется. Перед ними раскрывается перспектива работы над проектом. В дальнейшем в процессе индивидуальных бесед воспитатель выясняет у родителей более конкретно, кто какую помощь из предложенного списка сможет оказать. При этом необходимо поощрять проявление родителями инициативы и с радостью принимать от них любую помощь. 
     Воспитателю следует помнить, что проектная деятельность не может успешно проходить отдельно от семьи. Родители должны понять и оценить всю важность применения педагогом данного метода развивающего обучения, включиться в совместную деятельность для достижения общей цели.     


Примерные темы проектов для детей старшего дошкольного возраста
(с привлечением родителей воспитанников)

Темы недели (объединенные)
Примерные темы проектов
1
«До свидания, лето», "День знаний" + «До свидания, детский сад. Здравствуй, школа», "Вот какие мы стали большие"
"Школьный альбом", "Как я провел лето", оформление детского портфолио
2
«Мой дом», «Мой город», "Моя страна", "Моя планета"+ "Космос", «Приведем в порядок планету»
"Путешествие по родному городу", конкурс семейных рисунков, фотоконкурс, литературный конкурс (стихи о родном городе), "Сказочная планета"
3
«Урожай» + «Краски осени»
Выставки поделок из природного материала, "Народный календарь"
4
«Животный мир» (птицы, насекомые),  «Мир природы»
"Животные родного края", "Красная книга южного Урала", "Лекарства на опушке"
5
«Я - человек»
Семейный альбом "Я расту"

6
«Народная культура и традиции» + «Город мастеров»
"Традиции моей семьи", "Очумелые ручки", "Сказы Южного Урала"
7
«Наш быт»+ «Моя семья» + «Женский день»
"Моя мама", конкурсы семейных рисунков, "Генеалогическое древо семьи", "Герб моей семьи"
8
«Дружба» + «Миром правит доброта»
Альбом "Добрые поступки", "Подарок для друга"
9
«Транспорт» + «Азбука безопасности»
Альбом "Правила Светофорика", фотоконкурсы
10
«Здоровей-ка» + « Быть здоровыми хотим»
Семейный альбом "Я расту"
"Любимое блюдо семьи", "Выходные всей семьей"
11
«Здравствуй, зимушка-зима» + «Новогодний калейдоскоп»
"Птичьи друзья"
"Елочный базар", "Мастерская Деда Мороза"
12
«В гостях у сказки» + «Цирк», "Театр", "День смеха"
"Моя любимая книга", "Театральный выходной", "Небылицы"
13
«Этикет»
"Книги волшебных слов"
14
«Наши защитники» +«День Победы»
"Наша армия", "Мой папа - военный"
15
«Маленькие исследователи» + «Волшебница вода»
"Путешествие капельки"
16
«Весна шагает по планете» + «Встречаем птиц» + «Праздник весны и труда»
"Весенние перелеты", "Весенний стихоплет", "Дом для птичек"



Комментариев нет:

Отправить комментарий