Проектная деятельность

     Семья и детский сад - два института социализации детей. Воспитательные функции данных институтов различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их тесное взаимодействие.
     Реалии современности привели к возникновению тенденции переориентации семьи. Отмечается снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современные родители, ссылаясь на большую занятость, считают, что их обязанности - это одеть и накормить ребенка, перекладывают приоритет в воспитании ребенка на дошкольные учреждения.
    В статье 44 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ указано: "Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка". Таким образом, родители, как социальный институт, обязаны дать ребенку возможность приобретать социальный опыт и навыки, необходимые для жизни, именно в семье. Межличностные отношения в семье должны отличаться высокой эмоциональностью, а также силой примера родителей.  Одним из требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программе дошкольного образования, прописанным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является следующее требование: поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
    Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний: чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе событий. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в образовании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
    Анализ научной литературы свидетельствует о том, что в педагогике и психологии накоплен достаточный потенциал для решения практических задач, связанных с проблемой взаимодействия с семьями воспитанников. Однако, проблема сотрудничества с родителями остается самой актуальной и в настоящее время.
   В основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагогов, детей и родителей над определенной практической проблемой. Работа над решением проблемы в проектной деятельности означает применение необходимых знаний и умений из различных образовательных областей для получения ощутимого результата. Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является тесное сотрудничество взрослых (педагогов и родителей) и детей, так как ребенок не в состоянии самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Взрослые помогают детям обнаружить проблему (возможна провокация этой проблемы), вызывают интерес к ней и вовлекают детей в совместный проект. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знания, что открывает широкие возможности организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей, педагогов и родителей.
   В образовательной практике выделяют следующие этапы работы над проектом:
Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Разработка содержания проекта, планирование деятельности по достижению цели:
к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю, др.);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
с какими предметами научиться работать.
Выполнение проекта (практическая часть).
Публичное представление продукта проектной деятельности.
Подведение итогов, определение задач для новых проектов.

Проектная деятельность (из опыта работы)

  Тема проекта: «Природа Южного Урала»
Дата проведения: апрель, 2015 г.
Возраст: старшая группа
Срок проведения: 2 недели
Актуальность проекта: В беседах дети очень много рассказывают о природе других стран,это чаще всего связано с тем, что  в последнее время стало модно отдыхать заграницей, яркость впечатлений позволяет ребенку больше запомнить особенностей окружающего мира посещаемой страны. Но к сожалению очень мало знакомы с особенностями природы Родного края. 
Цель: Расширить представления детей о характерных особенностях природы Южного Урала.
Задачи:
- систематизировать и обобщить знания детей о природе родного края;
- развивать любознательность,коммуникативные навыки. Формировать инициативность и самостоятельность при выборе творческого задания.
-воспитывать любовь к родному краю, бережному отношению к природе, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Варианты творческих заданий:
-знатоки природы (лекарственные растения Южного Урала);
- жалобная книга Южного Урала (Красная книга Южного Урала);
- удивительное рядом (интересные факты о природных объектах Южного Урала);
- поделки из природного материала собранного на Южном Урале;
   -рубрика "Вопросительный знак" ( придумать свое задание).
Форма презентации результата проект: презентация страничек книги "Природа Южного Урала".



Тема проекта: «День смеха»
Дата проведения: март, 2015 г.
Возраст: старшая группа
Срок проведения: 2 недели
Актуальность проекта:  Данный проект позволит расширить представления детей о календарных праздниках нашей страны, родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса.Дети и родители приобретут опыт сотрудничества и радость от совместного проживания успеха.
Цель: расширить представления детей о календарных праздниках нашей страны, в частности  празднике День смеха.
Задачи проекта:
- формировать у детей представление о празднике День смеха, о истории праздника, о традициях празднования.
- развивать творческие способности  детей в процессе совместной деятельности.
- воспитывать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Варианты творческих заданий:
- рассказать об истории праздника;
- подобрать и подготовить смешные номера;
- украсить группу к празднику;
- изготовить костюм для смешного дефиле;
- рубрика "Вопросительный знак" ( придумать свое задание).
Форма презентации результата проект: праздник.

    

 Тема проекта: «Птичкины друзья»
Дата проведения: декабрь, 2013 г.
Возраст: средняя группа
Срок проведения: 2 недели
Актуальность проекта: Зимой и ранней весной подкормка птиц – самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
Цели проекта: Формировать желание детей заботиться о зимующих птицах. Узнавать птицу, называть части тела; - дать детям представление о «перелетных» птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни весной; - воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.
Задачи проекта:-закрепить представления дошкольников о птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
- формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших;
-формировать представления дошкольников и их родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала;
-организовать регулярную подкормку птиц;
-организовать систематическое наблюдение за птицами с отражением данных в дневниках наблюдения;
-познакомить детей с видами кормов, способами и правилами подкормки птиц;
-воспитывать внимательное, бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Предполагаемый результат: -систематизация знаний детей о птицах;
-формирование осознанного действенного отношения к птицам,
-желание заботиться о пернатых;
-понимание их значимости в жизни людей.
Сделали выводы:
Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее.
В ветреные дни птицы не прилетают. В мороз они нахохливаются и сидят смирно.
Из кормов воробьи предпочитают хлеб, семечки и пшено, а синицы – сало. Пшено едят дольше всего.
Воробьи прилетают стайками, а синички по 2-3, сороки поодиночке, вороны иногда прилетают парами.
Кормушку посетили 5 видов птиц. Это воробьи, синицы, снегири, вороны и сороки.
Птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Ежедневная подкормка птиц на участке создает хорошие условия для систематических наблюдений за ними.
Дети очень рады, что помогли птицам перезимовать.




Тема проекта: «Я расту»
Дата проведения:
апрель, 2013г.

Возрастная группа: средняя
Срок проведения: 2 недели
Актуальность проекта: «Семья- это та первичная среда, где человек должен научиться творить добро» В. А. Сухомлинский. Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Цель проекта:Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи проекта:
- формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях;
-развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности;
-воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Родители: Повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.




Тема проекта: «Семечко»
Дата проведения: апрель, 2013г.
Возрастная группа: средняя
Срок проекта: долгосрочный
Актуальность проекта: Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы я решила разработать экологический проект: «Прорасти семечко». Через самостоятельную познавательно - исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, обогатить свои знания о растительном мире. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, творческую, продуктивную. Этот проект позволяет раскрыть детям красоту окружающего мира, красоту взаимоотношений человека и природы, и стать непосредственными участниками всего происходящего.
Цель проекта: Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию рассады.
Задачи проекта:
- учить, правильно ухаживать за растениями;
- дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
- развивать познавательные и творческие способности детей;
- формировать осознанно-правильное отношение к природе, к труду человека.
Предполагаемый результат:
- закрепление и расширение знаний детей о растениях сада и огорода;
- конкретизация представлений детей об условиях роста растений, уходе за ними;
- знакомство со способами их вегетативного размножения (семенами, луковицами, рассадой);
- формирование экологического, нравственного и личностного отношения к природе, к труду человека.













Тема проекта: «Любимое блюдо семьи»
Дата проведения: октябрь, 2013г.
Возрастная группа: средняя
Срок проекта: 1 неделя
Актуальность проблемы: Данная тема позволит удовлетворить потребность воспитанников - поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать навыки творческого рассказывания у детей; родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.
Цель проекта: создание условий для развития речевых и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Любимое блюдо моей семьи».
Задачи проекта:
· формировать навыки творческого рассказывания;
· формировать у детей представления о семье, о традициях семьи;
· воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
· развивать коммуникативные навыки;
· обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Предполагаемый результат:
· составлять творческий рассказ о любимом блюде своей семьи;
· сотрудничество с родителями.









     Тема проекта: «Моя мама»
Дата проведения: ноябрь, 2014г.
Возрастная группа: старшая
Срок проекта: 2 неделя
Актуальность проекта: В последнее время в календаре появилось много праздников. Я решила обратить внимание на «День Матери», так как он схож с привычным - «8 Марта». Но разница в том, что в этот день поздравляют, чествуют, благодарят женщин, у которых есть дети: мам и бабушек. Мама у всех на свете одна. Именно она делает всё для того, чтобы мы были счастливы. К ней мы идём со своими проблемами. Она всегда всё поймёт, утешит и обнадёжит. Сколько бы мы не говорили о маме - этого будет мало. Важно, чтобы дети понимали, что значит мама в судьбе каждого из них, какую роль она играет в семье. Кроме того в беседе с детьми мне удалось выяснить, что практически все дети знают и могут рассказать, чем их мамы заняты дома, о своей совместной с ними деятельности, но не все знают где и кем работают их мамы, не могут рассказать и о маминых увлечениях. Мой проект – прекрасный повод поразмышлять о роли матери и семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях, об уважении и почитании матерей, желании помогать и заботиться о них.
Цель проекта: Дать понять, что только женщины, имеющие детей, называются мамами, и в этот день поздравляют только их. Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей.
Задачи проекта:
- познакомить детей с праздником - «День Матери»;
- воспитывать у детей уважение и заботливое отношение к матери, бабушке, оказывать им посильную помощь (убирать игрушки, накрывать на стол, протирать после еды стол и др);
– расширить сведения о семье (знать имена, отчества, профессию, место работы, увлечения);
- способствовать воспитанию нравственных устоев семьи, уважения к старшим;
– помочь осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни;
- углубить знания детей о роли мамы в их жизни;
- способствовать сплочённости родительского коллектива;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- развивать творческие способности детей, желание делать подарки маме;
- способствовать развитию детской речи через выразительное чтение стихов, пословиц, составление рассказов о маме;
- развивать коммуникативные навыки детей;
Предполагаемый результат:
-обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе;
-воспитание заботливого, уважительного отношения к маме;
-совершенствование уровня накопленных практических навыков детей и родителей;
-развитие начал словотворчества;
-развитие художественного вкуса детей и взрослых;
-развитие творческих способностей детей в продуктивной и в музыкальной деятельности;
-совершенствование стиля партнёрских отношений.




Комментариев нет:

Отправить комментарий