Игровые комплексы




 Как показывают многочисленные исследования, современное общество отличается снижением воспитательного потенциала семьи, изменением ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современные родители, ссылаясь на большую занятость, перекладывают приоритет в воспитании ребенка на дошкольные учреждения.
 В новом законе "Об образовании" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. используемое понятие "участники образовательных отношений" подразумевает не только педагогов, но и родителей (законных представителей) воспитанников. Родители, как социальный институт, обязаны дать ребенку возможность приобретать социальный опыт и навыки, необходимые для жизни, именно в семье (ст.44.). Межличностные отношения в семье должны отличаться высокой эмоциональностью, а так же силой примера родителей.
 Реализация концептуальных подходов, представленных в нормативных документах, ориентирует дошкольное образовательное учреждение на поддержку родителей в воспитании детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
 Анализ различных форм взаимодействия с родителями показал, что такие традиционные формы взаимодействия с родителями, как беседы, консультации, совместные праздники в основном способствуют установлению доверительных  партнерских отношений между родителями и детским садом, решают просветительские задачи. Кроме того, воспитатели отмечают тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке, о его особенностях и перспективах развития.
 Наиболее эффективными формами взаимодействия и сотрудничества с родителями, на наш взгляд, являются формы, непосредственно вовлекающие родителей в процесс образования ребенка - дошкольника. Мы считаем, что такими активными формами являются: брифинги, круглые столы, "Дни открытых дверей", совместное создание предметно – пространственной среды,  совместные проекты,  и другие формы работы, которые позволяют осуществить выработку общего подхода к решению проблем воспитания, выделить, обобщить и согласовать педагогические методы и приемы на основе изучения воспитательного опыта семьи, и передать родителям информацию о технологиях образовательного процесса.
 Все вышеуказанные формы взаимодействия с родителями дают положительный эффект, способствуют повышению педагогической грамотности родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Остается открытым вопрос об организации и содержании межличностного общения детей и родителей  в условиях семьи. Как организовать продуктивное творческое взаимодействие  за пределами дошкольного образовательного учреждения? Чем занять ребёнка дома?
 Решение данной проблемы мы видим в разработке игровых комплексов, способствующих достижению согласованных воспитательных воздействий на ребенка, организации интересной совместной познавательной деятельности родителей с детьми.
 Комплекс (от лат. Complex — связь, сочетание) — система, совокупность чего-либо, объединенного вместе, имеющего общее предназначение, и отвечающего какой-либо определённой общей цели.
 Ведущей деятельностью дошкольников является игра, поэтому одной из наиболее эффективных форм обучения является обучение в игре. Об игре можно говорить в разных аспектах: как о самоценной деятельности, обеспечивающей ребёнку ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, и как о форме, в которую может облекаться обучение. На наш взгляд, успешными являются те формы, которые будут актуальными для ребёнка, отвечают его запросам и интересам, направлены на развитие психических процессов, освоение новых действий с предметами окружающего мира.
 Игровые комплексы разработаны на основе реализуемой комплексной программы, систематизированы по образовательным областям и включают наборы игровых упражнений, дидактических игр для детей, решающих определенные познавательные задачи, и предполагающие активную помощь со стороны родителей в их выполнении.
 Игровой комплекс образовательной области "Речевое развитие" способствует расширению представлений ребёнка о многообразии слов, использованию этих слов в чистоговорках, речевых играх: "Магазин слов", "Морские слова", "Добрые слова", "Слово спряталось" и др. Игры: «Какой бывает…?», «Что бывает таким…?», «Чем похожи предметы?», «Что делает…?», "Что перепутал художник?», дорисовывание предложенных схематических изображений, придумывание рассказов, осознанный выбор изобразительных средств при рисовании положительных и отрицательных героев, помогают ребенку развить воображение, эмоциональное отношение к процессу познания.
 Развивающие задачи образовательной области "Познавательное развитие" предлагаются родителям и детям в виде игровых заданий: "Найди по описанию», «Найди деталь по схеме», «Угадай - чьё фото?», «Достроим дом», «Куда спряталась мышка?», "Магазин", "Ателье", Гараж", "Библиотека" и другие.             
 Выполняя игровые упражнения, родители вместе с ребенком учатся составлять планы комнаты, выполняют постройки по рекомендованным схемам, аппликации из геометрических фигур, группируют предметы по заданным признакам и самостоятельно, осваивают действия построения предметных моделей для сравнения двух множеств предметов.
 Игровые комплексы обеспечены наглядными материалами, схемами для сочинения загадок, самостоятельного пересказа сказок, кроссвордами, графическими упражнениями на развитие мелкой моторики, заданиями на группировку предметов, объединение по выбранному признаку, графическими моделями различных построек, планами кукольной комнаты для размещения мебели, разукрашками.
 Совместная деятельность в рамках того или иного игрового комплекса позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, приобрести опыт развивающего взаимодействия. Инициативность, ответственность, трепетное отношение родителей к продуктам совместной деятельности с ребенком позволяет им увидеть ценность любой работы детского учреждения, делает их действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
 Практика показала, что идея использования представленных игровых комплексов воспитания решает ряд задач: поддерживается связь с семьей, устанавливаются отношения доверия и сотрудничества, объединяются усилия дошкольного учреждения и семьи в развитии личности ребёнка.

Игровые комплексы можно просмотреть здесь






Комментариев нет:

Отправить комментарий